28 августа празднуется Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, один из 12 главных православных праздников. «Успение» в переводе с церковнославянского значит «погружение в сон», «мирная кончина, подобная сну», «погребение».
Празднование в Казанском храме д. Гагино началось накануне вечером 27 августа на Всенощном бдении. Утром 28 августа 2023 года радость этого праздника была восполнена общей молитвой. Настоятелем Казанского храма иереем Дионисием Цветковым была Божественная Литургия. Завершилось празднование трапезой.
Совсем недавно, братья и сестры, мы вспоминали Преображение Господне, этот праздник преображенной природы и освящения всего творения. А сегодня день Успения Пресвятой Богородицы открывает нам плоды освящения человека, плоды причастия человеческой природы Божественной благодати.
Успение — это день воспоминания смерти. Как же можно праздновать смерть? Почему же смерь Божией Матери является для нас праздником? В этом-то и суть христианства, что смерть перестает быть трагедией. Воскресением Христа смерть стала временным переходным состоянием, необходимым для преображения телесного состава человека. Поэтому слово «смерть» и не употребляется в церковном обиходе.
Смерти нет — есть успение или преставление. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский — преставление — это лишь изменение места: человек «переставился», т. е. душа его заняла место в ином мире, в иной форме бытия. И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход, когда в муках рождения покидал утробу матери. Страдает и трепещет плоть младенца перед неизвестностью грядущей жизни. Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Разлучение души от тела происходит так же таинственно и непостижимо, как и соединение их в утробе матери.
«Смерть грешников люта» (Пс. 33, 22), — говорит Священное Писание и после мучительного разделения души и тела следует еще более мучительное пребывание души во аде.
Смерть праведников бывает подобна сладкому сну. Но и из них многие до самой кончины не бывают уверены в своем спасении, тела же их, неизмненно, остаются ожидать всеобщего воскресения.
Богородица же сподобилась телесного воскресения еще в нынешнем веке. За Ее пречистой душой пришел, по церковному преданию, сам Спаситель и вознес ее на небо. Поэтому день Успения Божией Матери называют еще малой, или Богородичной Пасхой. И в этом прославленном событии — великая вера всего человечества в то, что смерть не означает конца жизни, в этом знак бессмертия человека, знак Божественного всемогущества.
Божия Матерь, как и все люди, находилась под действием первородного греха. Однако, грех не смог осуществиться в Ее личности: наследие греха было не властно над Ее праведной волей. Она не имела никаких личных грехов. Она осталась чистой от всякого соблазна. Она — вершина святости, когда либо достигнутая тварным существом.
Умерши естественным образом, как и все люди, Богородица не осталась во власти смерти и была, прежде всеобщего воскресения воскрешена и вознесена силою Божественного Своего Сына. По слову святителя Иннокентия Херсонского, Ее величие есть «действие не естества Матери, а благодати Сына».
Плоть Богоматери, уподобившись плоти Воскресшего Господа, уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей лишь после общего Воскресения. Это и есть воссоздание падшего человеческого естества — цель и плод пришествия в мир Сына Божия, Его страданий, смерти и Воскресения.
Матерь Божия — это самый драгоценный и совершенный плод, который принес Господу спасенный род человеческий. В Ней первой и единственной совершилась полнота обожения. Она уже вошла за завесу 8-го дня, в Церковь будущего века. И эта полнота освящения ставит Ее по ту сторону смерти, Воскресения и Страшного Суда. Поэтому не удержали Преблагословенную гроб и умерщвление, как слышим мы в песнопениях праздника.
С воскрешением и вознесением Богоматери мир завершен в своем творении, цель мира достигнута; по словам В. Лосского, «эта конечная слава Матери Божией, εσχατον, осуществленный в тварном существе еще прежде конца мира». «Богоматерь есть уже этот прославленный мир, который обожен и открыт приятию Божества. Она — человек и творение — сидит на небесах с Сыном Своим, сидящим одесную Отца».
В Ее примере — залог и нашего воскресения и воссоздания. И воспоминая сегодня Успение Богородицы нам необходимо серьезно задуматься и о своем успении. Каждый из нас без исключения, однажды появившись на этом свете, должен непременно покинуть его. И в этом законе Божьем нет исключений.
Непрочна и суетна наша жизнь на земле. Ясное и радостное течение ее часто омрачается неожиданными житейскими скорбями и несчастьями. Время жизни неудержимо и скоротечно. И грустно бывает человеку, когда видит непрочность и непостоянство земных благ. А где же искать утешения, как не в твердой надежде, что настоящая жизнь не оканчивается смертью, что мы должны ждать новой, будущей вечной жизни? И смерть — это предел земной жизни, в течение которой человек может еще исправиться. Поэтому сегодня, вспоминая Успение Божией матери, вспомним ее единственную заповедь донесенную до нас в Новом Завете, те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: «Что бы ни сказал Христос — то исполните…». Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: вслушайся в слово Христово, исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным… Аминь.
Пресвятая Богородица, помогай нам!