ИСТОРИЯ

Гагино — деревня в сельском поселении Березняковское Сергиево-Посадского района Московской области, в 12 километрах к северо-востоку от города Сергиева Посада. Стоит на р. Кондровке — притоке р. Каменки, впадающей в р. Молокчу, а эта впадает в р. Шерну, составляющую притоки, р. Клязьмы. В XV в. здесь была Кинельская волость, в конце XIX в. Рогачевская волость Александровского уезда Владимирской губернии. В 1462 г. великий князь Московский Василий Васильевич Темный завещал своему сыну Борису Волоцкому волость Кинель, а «в Кинеле Суровцево, да Тимофеевское, да Никульское». Под именем села Тимофеевского нужно разуметь нынешнее село Гагино. От Бориса она в 1477 г. досталась его сыну Фёдору, у которого в 1497 г. её выменял великий князь Московский Иоанн III. Согласно патриаршим окладным книгам, в 1628 г. здесь была деревянная церковь Великомученика Димитрия Солунского. Село Гагино, в котором она находится, впервые было упомянуто в документах под 1623-24 гг. как старинная вотчина стольника князя Степана Ивановича Велико-Гагина под названием «Стан, Погост тож». Не позднее 1628 г. село стало именоваться, по владельцу, Гагиным. Ему наследовал сын, окольничий князь Данила Иванович (ум. 1671), после которого владел его сын, князь Иван Данилович, комнатный стольник царя Петра I (убит в бою под Нарвой в 1700 г.) Последним в роде князей Велико-Гагиных был Николай Иванович, в 1722 г. он утонул во время купания. В 1725 г. Петр I указал «отписные по смерти вдовы князя Ивана, Авдотьи, деревни приписать в ведение к госпиталю».

В правление императрицы Елизаветы Петровны половина села пожалована генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову (1709-1775). Он начал службу в 1739 г. истопником во дворце цесаревны Елизаветы Петровны, приобрел её доверие и в 1742 г. стал камер-юнкером, в 1743 г. гардеробмейстером. Императрица, боясь дворцового переворота, подобного тому, который её саму привёл к власти, ночью почти не ложилась спать, и одной из обязанностей Чулкова было бодрствовать, сидя в кресле у дверей её спальни. Он дослужился до действительного камергера, в 1762 г. стал генералом, в том же году вышел в отставку генерал-аншефом. Другая часть села находилась во владении князя Фёдора Фёдоровича Щербатова (1729-?). Начав службу пажом при императрице Анне Иоанновне, он был переведён в армию поручиком, участвовал в Семилетней войне, в 1771 г., командуя отдельным корпусом, прошёл через пролив Сиваш в Крым и взял Арабат, Еникале и Керчь, за что был награждён орденом Святой Анны 1-й степени, произведён в чин генерал-поручика и назначен главным командиром Крыма. Во время пугачёвщины князь служил дежурным генералом при А.И. Бибикове, по смерти которого в 1774 г. занял его место. После того, как из-за его оплошности Пугачёв взял Арск и подошёл к Казани, Ф. Щербатов был вынужден уйти в отставку (с запрещением даже появляться в столицах).

В 1760-х гг. вместо деревянной Дмитровской церкви В.И. Чулков построил каменную ныне существующую церковь в честь Всемилостивого Спаса. Храм был построен в стиле зрелого барокко и представляет собой пример редко встречающейся в русской архитектуре шестистолпной базилики. Колокольня находилась над западной частью центрального нефа. В 1769 году Василий Иванович Чулков был погребен в построенной на его средства каменной Спасской церкви.

В 1811 году в храме был освящен придел великомученика Димитрия Солунского (со временем был перенесен в построенную в 1845 году к северу от Спасской церкви Казанскую церковь). Объем придела был разобран, а часть южной стены Спасского храма была перелицована. Первоначально глава Спасского храма была поставлена на кровлю, в середине ХIХ века завершение было переделано. Сам храмоздатель потом был погребён в церкви направо от входа, на столпе была укреплена медная доска (после разорения хромов утеряна) со стихотворной эпитафией: «Воззрите смертные своими днесь очами Загладьте место вы прежалкими слезами Бессмертный славы муж повержен здесь лежит Молчанья вечного приняв спокойный вид». По церкви село стало называться Спасское-Гагино. У храма находились могилы Чулковых, Велико-Гагиных, Щербатовых. В приходе были деревни Яковлево, Гальнево, Истомино, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово (где в 1856 г. помещицей Е.В. Яковлевой построена каменная часовня пророка Илии). В советское время храм был закрыт, разрушены его завершение и колокольня.

В фондах Сергиево-Посадского музея-заповедника хранится записка архимандрита Златоустовского Московского монастыря Лаврентия о посылке ему в дар серебряной коробочки-мощевика генералу Василию Чулкову — одному из фаворитов императрицы Елизаветы Петровны. «Небольшой серебряно-позолоченный футлярчик в виде коробочки» в 1866 году находился в ризнице Спасской церкви, однако в музей он поступил лишь в 1962 году в составе вещей из закрытой церкви Иоанна Богослова в с. Слотино. В 1994 году коробочка Чулкова была передана для использования братией Троице-Сергиевой лавры, а «записка старинного письма» и сегодня хранится в музейном фонде.

В 1845 г. местной помещицей Екатериной Васильевной Барбашевой, урождённой Чулковой, и её теткой Анной Васильевной Спечевой (также урождённая Чулкова, погребена под алтарём) рядом со Спасским храмом была сооружена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с приделами великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Параскевы Пятницы.

В писцовых книгах 1628 г. среди вотчин князей Велико-Гагиных, кроме села Тимофеевского (Гагино) названа и деревня «Путятино на суходоле». Путятино расположено у истока р. Карповки, левого притока р. Вондюги. В конце XIX в. в нём была дача Татьяны Спиридоновны Любатович (1859-1932), оперной певицы частного театра Саввы Ивановича Мамонтова, разрушившей его семейную жизнь. Большой тесовый дом с флигелями стоял среди огромного запущенного парка, переходящего в лес. Каждое лето у Любатович бывало много гостей, собирался артистический и художественный кружок. В 1890 г. К.А. Коровин написал её портрет: молодая жизнерадостная хозяйка сидит на подоконнике с книгой в руках, в раскрытое окно виден сад. Она была хорошей знакомой великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина, часто пела вместе с ним. Он жил здесь летом 1898 г. в егерском домике и со своим другом ровесником С.В. Рахманиновым, готовил роль царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». В 1898 г. в Спасской церкви Шаляпин венчался с балериной, итальянкой Иолой Торнаги. Запись о бракосочетании из метрической книги церкви с. Гагина: «Июля 27-го 1898 года. Жених: Вятской Губернии и уезда Вожальской волости деревни Сырцевой крестьянин Феодор Иоаннов Шаляпин православного вероисповедания, первым браком. Лет 25. Невеста: Италианская подданная Иола Игнатиева Ло-Прести, католического вероисповедания, первым браком. Лет 25». Таинство брака совершил местный священник Александр Чижов, которому помогал псаломщик Иоанн Введенский. В графе «Поручители по женихе» значилось: «Коммерции Советник Савва Иоаннов Мамонтов и сын титулярного советника Валентин Николаевич Сабанин». Поручителями по невесте выступили «Статский Советник Симон Николаев Кругликов (музыкальный критик) и художник Константин Алексиев Коровин». Коровин вспоминал: «По окончании венчания мы пошли к священнику — на улице все еще лил дождь. В небольшом сельском домике гости едва поместились. Матушка и дочь священника хлопотали, приготовляя чай… Мы с Шаляпиным пошли на кухню, разделись и положили на печку сушить платье… Чтобы согреться, усердно подливали в чай кагору. Когда двинулись обратно, священник наделил нас зонтиками…У Путятина нам загородили дорогу крестьяне, протянув поперек колеи ленту. Ее держали в руках девушки и пели какую-то песню, славя жениха и невесту… Мужики просили с молодых выкуп на водку. Я вынул рублевку и дал. Бабы говорили: «Мало! А нам-то на пряники?» Другие тоже дали крестьянам денег. Ленту собрали, и мы поехали. Вернувшись к Татьяне Спиридоновне, мы увидели столы, обильно уставленные винами и едой. Поздравили молодых, все целовались с ними. Кричали «Горько! » Сам Шаляпин так описывал это событие: «Живя у Любатович на даче, я обвенчался с балериной Торнаги в маленькой сельской церковке. После свадьбы мы устроили смешной какой-то турецкий пир: сидели на полу, на коврах и озорничали, как малые ребята. Не было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много полевых цветов и немало вина. Поутру, часов в шесть, у окна моей комнаты разразился адский шум — толпа друзей с С.И. Мамонтовым во главе исполняла концерт на печных вьюшках, железных заслонках, на ведрах и каких-то пронзительных свистульках. Это невозможно напоминало мне суконную слободу… А дирижировал этим кавардаком С.В. Рахманинов». Дача Любатович, красивейший парк с аллеями и цветниками, зеркальные пруды с рыбой украшали Путятино. В советское время все постройки усадьбы разрушены, аллеи вырублены. От парка осталось лишь несколько старых дубов и лип. Сохранился только пруд.

В настоящее время церковь Казанской иконы Божией Матери в деревне Гагино – одна из интересных исторических достопримечательностей Сергиево-Посадского района. За советское время церковное здание сильно разрушилось. От Казанского храма, разобранного на кирпич, осталась лишь ротонда. Гагино тоже пришло в упадок: сегодня в нем всего несколько дворов, тогда как в XIX веке здесь числилось более 40 ревизских душ, к приходу относилось несколько сел и деревень.

Сохранилась ещё очень важная информация 20-го столетия для нашего прихода. А именно та информация, которая указывает место служения в сане иеромонаха будущего преподобномученика Илии Вятлина. В фондах Гос. Архива Московской области есть дело о закрытии в 1934 году летней церкви села Гагино Загорского района Московской области. В июле 1934 года районные власти обследовали обе церкви села Гагино, так как предполагалось одну из них занять под зернохранилище. 1 октября 1934 г. было издано постановление о закрытии летней Казанской церкви. Церковный совет был вынужден согласиться, так как денег, чтобы платить большие налоги, да еще и выполнять требуемый ремонт обеих церквей, у обнищавших прихожан не было. И вот во всех этих документах стоит подпись священника села Гагино Илии Вятлина. Сколько лет прослужил иеромонах Илия в Казанском Гагинском приходе, неизвестно.
Вятлин Илья Иванович родился 24 февраля 1867 года в селе Каринском Александровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Работал на ткацкой фабрике, прислуживал в церкви. Был женат и имел сына Павла 1892 года рождения. Овдовев, избрал монашеский путь и в 1920 году поступил в Богородице-Рождественскую Лукианову пустынь под городом Александровом. Был пострижен в монашество, а в 1932 году рукоположен во иеромонаха. 27 июня 1937 года иеромонах Илия (Вятлин) поселился в селе Еремеево Истринского района Московской области, где стал здесь служить в храме Вознесения Господня. Здесь он и был арестован 28 февраля 1938 года, и 1 марта допрошен.
– Что вас за­ста­ви­ло в 1920 го­ду стать мо­на­хом, а за­тем свя­щен­ни­ком? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Мои ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния и то, что мне уже бы­ло то­гда пять­де­сят лет, – от­ве­тил отец Илия.
– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния в се­ле Ере­ме­е­во про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию и го­во­ри­ли: «Со­вет­ская власть всех кре­стьян за­гна­ла в кол­хоз и их му­ча­ет, а нас, свя­щен­ни­ков, со­всем за­ду­ши­ли боль­ше­ви­ки. Вот ско­ро фа­ши­сты рас­пра­вят­ся с Ис­па­ни­ей, а по­том бу­дут рас­прав­лять­ся с боль­ше­ви­ка­ми. Кре­стьяне ма­ло ста­ли по­се­щать цер­ковь, и нет до­хо­да свя­щен­ни­кам, это по­то­му, что боль­ше­ви­ки аги­ти­ру­ют про­тив ре­ли­гии». Дай­те на этот счет по­ка­за­ния.
– По­сколь­ку я че­ло­век, убеж­ден­ный в ве­ре, то мне дей­стви­тель­но не нра­вит­ся по­ли­ти­ка со­вет­ской вла­сти, ко­то­рая аги­ти­ру­ет про­тив ре­ли­гии, по­это­му я дей­стви­тель­но го­во­рил при­хо­жа­нам, что со­вет­ская власть окон­ча­тель­но за­ду­ши­ла ре­ли­гию и нас, свя­щен­ни­ков; и кре­стьян в кол­хо­зах му­ча­ют и не да­ют ве­ро­вать в Бо­га. Но в от­но­ше­нии рас­пра­вы фа­ши­стов над ком­му­ни­ста­ми я ни­че­го ни­ко­гда не го­во­рил, и да­же не по­ни­маю, что за фа­ши­сты.
По­сле до­про­са отец Илия в ожи­да­нии при­го­во­ра был за­клю­чен в во­ло­ко­лам­скую тюрь­му. 2 мар­та трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу, и он был пе­ре­ве­зен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Иеро­мо­нах Илия (Вят­лин) был рас­стре­лян 5 ап­ре­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.
25 марта 2004 г. постановлением Священного Синода был причислен к лику святых Новомучеников Российских насельник Лукиановой пустыни – иеромонах Илия (Вятлин).
Известно о нем очень мало, ведь церковных архивов того времени не сохранилось, а личные документы, фотографии, переписка – все изымалось при аресте. Практически единственным источником информации о преподобномученике Илии стало архивное следственное дело 1938 года.

В 1998 году при Казанском храме была образована православная община, а в 2002 году настоятелем, по совмещению, был назначен священник Николай Ляхов.

В 2005 году Казанскому храму исполнилось 160 лет. По случаю юбилея 16 апреля 2005 года благочинный церквей Сергиево-Посадского округа игумен Иоанн (Самойлов) освятил крест, который затем подняли на купол храма.

8 августа 2017 года новым настоятелем храма был назначен протоиерей Иоанн Монаршек, а указом № 3771 от 14 августа 2017 года клириком (вторым священником) назначен Дионисий Цветков. С Этого времени благодаря  стараниям и трудам протоиерея Иоанна Монаршека началось активное восстановление Казанского и Спасского храмов. В настоящее время храмы восстановлены. В них регулярно совершаются богослужения.

10 апреля 2018 года, в Светлый вторник, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Казанского и Спасского храмов и возглавил Божественную литургию в Казанском храме.

На богослужении молились начальник управления делами министерства культуры Российской Федерации А. В. Барков, паломники и жители села Гагино.

Настоятель храма протоиерей Иоанн Монаршек был удостоен ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени.

Затем Владыка митрополит вручил награды Московской епархии благотворителям, жертвователям и труженикам храмового комплекса в Гагино. Заместитель главы Сергиево-Посадского района Д. А. Акулов был удостоен медали Московской епархии «За жертвенные труды» II степени, советник главы Сергиево-Посадского района А. А. Багдасаров и генеральный директор ООО «ВикСтрой» Н. В. Саргсян – медалей Московской епархии «За жертвенные труды» III степени, клирик Казанского храма священник Дионисий Цветков, А. С. Бондарев, Т. В. Монаршек, В. Г. Чанпалов и Л. Г. Новикова – благодарственных грамот митрополита Ювеналия, А. В. Сокрутницкий, А. В. Меньшов, В. Н. Завадич, К. А. Миронов, З. А. Захарова и Е. В. Керова – благословенных грамот митрополита Ювеналия.

Вечером того же дня новоосвященный храмовый комплекс посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. У врат храма Его Святейшество встречали митрополит Ювеналий, министр культуры Российской Федерации (2012-2020г.г.) В. Р. Мединский, губернатор Московской области А. Ю. Воробьев, заместитель министра культуры Российской Федерации С. Г. Обрывалин, советник председателя Российского военно-исторического общества Р. И. Мединский, заместитель председателя правительства Московской области М. М. Кузнецов и члены попечительского совета по восстановлению Казанского храма села Гагино.

В Казанском храме митрополит Ювеналий обратился к Его Святейшеству с приветственным словом: «Ваше Святейшество, поскольку мы только что освятили Казанский храм, позвольте преподнести Вам пасхальное яйцо с изображением Казанской иконы Божией Матери. Христос воскресе!»

Затем к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий! Уважаемый Владимир Ростиславович! Уважаемый Андрей Юрьевич!

Хотел бы выразить сердечную благодарность Владимиру Ростиславовичу за труды по возрождению этого храмового комплекса, по сути, восстановлению из небытия двух замечательных храмов, которые были местом духовной жизни для очень многих, в том числе для выдающихся представителей нашей отечественной культуры — Шаляпина и Рахманинова.

Можно понять, почему эти люди селились в таких местах. Потому что дивные пейзажи Подмосковья успокаивают душу, помогают понять человеку, что такое гармония, поэтому и селились наши выдающиеся композиторы, исполнители, музыканты, художники в таких местах. Вместе с возрождением этих храмов, несомненно, возродится и это место, оно будет притягательным и для людей, интересующихся историей, музыкой и творчеством наших знаменитых исполнителей.

Хотел бы поблагодарить также Андрея Юрьевича за его готовность и дальше содействовать процветанию этого места».

Святейший Патриарх Кирилл передал в дар митрополиту Ювеналию пасхальное яйцо.

Во внимание к трудам по строительству храмов Казанской иконы Божией Матери и Всемилостивого Спаса деревни Гагино Сергиево-Посадского района Святейший Патриарх Кирилл наградил советника председателя Российского военно-исторического общества Р.И. Мединского орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

Патриарших грамот были удостоены:

  • В.Р. Мединский, министр культуры Российской Федерации;
  • М.Ю. Токарев, глава Сергиево-Посадского района;
  • А.В. Минасян, генеральный директор ООО «Арт-Моторс»;
  • М.М. Кузнецов, заместитель председателя Правительства Московской области — руководитель Администрации губернатора Московской области;
  • С.А. Петрова, директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ;
  • А.В. Барков, директор Департамента управления делами Министерства культуры РФ;
  • А.Н. Ходырев, глава городского округа Королев.

Митрополит Ювеналий передал В. Р. Мединскому благодарственное письмо от Московской епархии.

В Спасском храме В.Р. Мединский представил вниманию Его Святейшества приложение к интерактивному гиду «Артефакт», которое рассказывает о росписях храма Всемилостивого Спаса. Святейший Патриарх Кирилл познакомился также с фотоальбомом, посвященным Федору Шаляпину.

«Всех поздравляю с третьим днем Святой Пасхи. Замечательно проходит вся пасхальная неделя, такова наша традиция. Но первые три дня так тесно связаны с пасхальными переживаниями, что оставляют особый след в душе человека. Я рад тому, что в этот третий день мог совершить Божественную литургию в Троице-Сергиевой лавре, посетить это место и встретиться со всеми вами. Помощи Божией и благословения вам, сил и крепости, чтобы идти по жизни мирно, спокойно, созидательно, с упованием на волю Божию. Храни вас Господь. Христос Воскресе!», — сказал в завершение Святейший Патриарх Кирилл.

 

24 ноября 2020 года Указом №4237 митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Казанского храма назначен иерей Дионисий Цветков.